Верховный Суд РФ представит в июне 2016 года 100-страничный обзор судебной практики по ОСАГО

Верховный Суд РФ подготовил обзор судебной практики, которая будет обязательная к рассмотрению судами всех инстанций. Документ будет опубликован примерно в середине июня 2016 года, сообщает ТАСС. Об этом сообщил судья ВС РФ Виктор Момотов после прошедшей  встречи с представителями банков и страхового сообщества.

Момотов сообщил, что при наличествующем расхождении во многих спорах приходится каждый раз заново переоценивать вопросы и дела, связанные с обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев. В начале 2016 года ВС РФ обратился к судьям различных инстанций и получил 150 вопросов от судов общей юрисдикции и более 100 вопросов от арбитражных судов.

«Безусловно, это чувствительная сфера, в которую втянуты практически все граждане, имеющие автомобили. К сожалению, судебная практика пока не единообразна, не везде судьи принимают единообразные решения», — признал Момотов.

В связи с этим обобщение судебной практики получилось внушительным: оно занимает порядка 100 страницы, где утверждены правовые позиции. Обзор утвердит президиум ВС РФ, и сразу после этого все суды будут обязаны применять обзор в своей практике. По словам судьи, обзор будет еще обсуждаться в судебных составах и коллегиях Верховного Суда и на научно-консультативном совете. Для этого в ВС РФ встретились с представителя рынка ОСАГО, чтобы обсудить ряд проблемных вопросов. На 95% участники встречи согласились с внесенными в обзор выводами суда.

В суд подают из-за урезания страховых выплат

По словам Момотова, подавляющее большинство дел связано с тем, что страховые не выплачивают полагающиеся суммы. И большое количество дел выигрывается. Напомним, что на защиту автоюристов, которых обвиняют в «вытягивании» средств из страховых, встала ФАС. Также служба против внедрения в действие системы единого агента ОСАГО.

Кстати, Момотов сообщил, что тема автоюристов не была ключевым вопросом на встрече. Судья сказал, что автоюристы не такое уж вопиющее зло и действуют рамках правового поля. И проблему надо решать иначе.

«На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал, — добавил судья. — Автоюристы не нарушают закон, а выполняют свою работу и лишь способствует повышению профессионального уровня страховых компаний». Заметим, что страховые компании и РСА не так давно придерживались совершенно полярных взглядов на проблему, называя автоюристов «паразитами» в системе страхования

Судья не преминул отметить, что судебная система ратует за досудебное урегулирование споров, напомнил, что поднимался вопрос о применении единой методики определения размера расходов на восстановление поврежденного автотранспорта (утверждается Центробанком) и считает, что, возможно, методику стоит корректировать, так как именно из-за разницы цен часто возникают споры со страховыми. Напомним, что совсем недавно РСА обвинили в некорректности составленных справочников и потребовали их срочно заменить и выписали штраф. 

По словам судьи, представители Роспотребнадзора, страховых компаний (во встрече участвовал и президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс), представители Центробанка — внимательно выслушали все аргументы сторон.

Какие вопросы рассмотрены в 100-страничном обзоре?

Частично мы уже не раз рассматривали данные вопросы. В частности, обзор уместил судебную практику по ситуациям, связанным с ДТП, совершенным в состоянии алкогольного опьянения

Также ВС конкретизировал, что нужно понимать под термином «иные транспортные средства» в вопросах угона. Здесь указываются автобусы, троллейбусы, трамваи, мотоциклы, мопеды, трактора, а также моторные лодки и иные суда. Но это в том случае, если угон не содержит признаков состава другого преступления: кражи или хищения. Кстати, угон хотели признать хищением, но пока этого не произошло. А ведь некоторые ТС, водные судна, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт угнать нельзя, их можно только украсть, что вытекает из самого принципа их эксплуатации.

Кстати, ВС РФ постановил в случае угона выплачивать пострадавшему страховую компенсацию без вычета износа ТС

Роман Золотарёв

Добавить комментарий