26 мая 2016 года прошла встреча представителей страховых компаний, ЦБ РФ и ВС РФ по вопросам страхования, а также, в том числе, деятельности «криминальных юристов», как сообщает ТАСС.
Потребители имеют право обращаться за помощью к посредникам, если недовольны начисленными страховыми выплатами, и это приемлемая практика, как утверждал на экспертном совете Федеральной антимонопольной службы (ФАС) заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров.
Небольшой экскурс в историю с автоюристами
Недовольными выплатами, которые резко изменили сальдо бюджетов страховых в негативную для них сторону, остались все члены РСА. Именно они назвали автоюристов «паразитами системы». По мнению Игоря Юргенса, президента РСА, Верховный Суд обязан защитить страховой рынок от «мошеннических сделок правовых посредников». Рынок, отметим, просел в 2015 году: коэффициент убыточности ОСАГО составил 101,7%.
Именно из-за автоюристов стали уходить с рынка не только мелкие компании, но и такие флагманы, как «Росгосстрах», вследствие чего доступность полисов в регионе резко снизилась, и возникла повальная масса других проблем: необходимость внедрять электронный полис ОСАГО (которому уже предсказали провал) , налаживать деятельность единого агента ОСАГО (против которого ФАС, кстати, тоже протестует).
Заметим, что появление сотен автоюристов на рынке страхования произошло именно потому, что страховые сами занижали выплаты, в связи с чем ВС РФ даже подобрал обзор судебной практики, непосредственно связанной с подобными делами, преимущественно с выплатами по ОСАГО. Отметим, что в большинстве случаев суд высшей инстанции поддерживал позицию недовольных страхователей.
Судья Верховного Суда Момотов довольно справедливо отметил (информация ТАСС): «На то и щука в пруду, чтобы карась не дремал», — имея в виду автоюристов и страховые компании, которые должны лучше работать, чтобы автоюристам просто не находилось работы.
Между тем, близится дата очередной инновации в сфере страхования: массовая замена старых полисов ОСАГО на новые.
Чего хотят в РСА?
РСА подготовил целый план методов борьбы с деятельностью автоюристов, не желая терпеть многомиллиардные убытки. Страховщики направили в ВС РФ требования выпустить ряд разъяснений для судов по наиболее популярным схемам, благодаря которым автоюристы зарабатывают себе капиталы. В пример приведена типичная схема, как правозащитники «накручивают» на размер выплаты процент своих услуг, и страховая по закону обязана возместить все расходы.
Таким образом, когда суд выигран, автоюрист получает свой процент, клиент — свои полагающиеся по закону деньги. Именно эту прозрачную схему назвали мошенничеством, ведь автоюристы выбирают до 40% выплат, которые осуществляют страховые, то есть деньги из бюджетов страховых уходят не водителям, а посредникам.
В РСА предложили при оценке ущерба руководствоваться единой методикой и ценовыми справочниками, разработанными РСА, а также в обязательном порядке предъявлять поврежденное транспортное средство для осмотра. Приводятся в пример и конкретные цифры: если средний размер выплаты по ОСАГО в досудебном порядке в 2011-2015 годах составлял 35 615 рублей, то средний размер выплаты за аналогичный период времени с учетом судебных издержек почти вдвое больше — 62 944 рублей.
В РСА даже направили в Госдуму проект закона, согласно которому водители будут обязаны отдавать ТС страховой на экспертизу, а в противном случае выплата осуществляться не будет. Закон находится на рассмотрении.
Что ответили РСА в ФАС
Любопытно, что в ответ на все эти жалобы замруководителя ФАС жестко и доходчиво парировал: «У каждого гражданина есть право выбирать способ защиты. И если кто-то что-то не доплачивает, надо в первую очередь смотреть на себя с точки зрения выплат, а не обижаться на кого-то, кто защищает права, если они требуют защиты по существу». При этом в ФАС особо подчеркнули, что потребитель и без того — слабая сторона в вопросах общения с финансовыми организациями, и защищаться он имеет полное право по закону.
Замруководителя ФАС: «Что значит убытки? Если, допустим, у меня оценка ущерба 38 тыс. рублей, а мне выплачивают 5 тыс. рублей, как в таком формате говорить о том, что страховщики терпят убытки, когда они должны эту сумму мне возместить?»
Поэтому рекомендацией для РСА стало пожелание наладить свою работу, чтобы ОСАГО работало в интересах страховщиков, а также страхователей, а не в сторону перекоса в пользу первых.
Заметим, что РСА публикует на своем сайте новости, косвенно дающие понять всем желающим, что со стороны союза все делается качественно, а значит, и выплаты рассчитываются правомерно. Например, недавно появилась новость, что пользователи стали реже жаловаться на неправильный расчет КБМ, хотя не так давно ЦБ публиковал статистику, по которой видно, что на деятельность страховых жалуются в 77% случае в связи с неверным расчетом КБМ и заниженными выплатами.
Роман Золотарёв
Ах эти негодяи — автоюристы! Как можно мешать страховщикам безнаказанно недоплачивать за ремонт! Срочно внести поправки в законодательство, освобождающие страховщиков от каких-либо выплат вследствие наступления страхового случая. Ну и, разумеется, цену за полис поднять. Может тогда не будут ныть об убыточности страхового бизнеса? А если серьезно, правильно и делают автоюристы, с этими обнаглевшими сТраховщиками так и нужно поступать! Мало того что тарифы подняли, полис не купишь без какой-нибудь дополнительной фигни, так ещё и выплачивать всё что причитается не хотят.