Правила оформления европротокола хотят поменять: страховщики настаивают на установке черных ящиков

Оформление европротокола планируют упростить, то есть разрешить водителям оформлять аварии с использованием доказательств, полученных с помощью мобильных телефонов, но страховые компании против такого положения вещей. Страховщики считают, что целесообразно оснастить все автомобили средствами телематики в обязательном порядке.

Отметим, что законопроект об ОСАГО — самый неоднозначный и одиозный проект года. Такое количество противоречивых изменений не претерпевала ни одна законодательная инициатива. Теперь пришла очередь пересмотреть систему оформления европротокола. В ноябре 2016 года на совещании на тему популяризации европротокола первый вице-премьер Игорь Шувалов призвал существенно упростить нынешний порядок выплат в рамках системы.

Как сообщает «Ъ», Минтранс разработал новые правила применения «безлимитного» европротокола, в рамках которого при аварии можно получить компенсацию до 400 000 рублей на территориях Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей.

Но чтобы получить такой размер выплаты, нужно обеспечить требование некорректируемости переданных данных, то есть фиксировать аварию должно бортовое устройство, черный ящик, оборудование телематики.

Правила оформления европротокола хотят поменять: страховщики настаивают на установке черных ящиков

Что должно измениться в системе европротокола

Поправки Минфина к проекту включают и еще одно уточнение. Если на 4 вышеуказанных территориях авария оформляется по европротоколу, отменяется принцип обоюдного согласия участников ДТП. Если европротокол оформляется на любых других территориях, то обоюдное согласие участников обязательно, а лимит выплат будет увеличен с 50 до 100 тысяч рублей. Кстати, страховщики уже выступили против этой идеи

Автовладельцы приобретут возможность фиксировать ДТП тремя способами

  1. С помощью бортовых средств, фиксирующих информацию о движении авто на основе сигналов ГЛОНАСС.
  2. С помощью спецприложений для смартфонов, которые уже есть в распоряжении РСА, Российского Союза Автостраховщиков.
  3. С помощью звонка оператору, то есть с помощью обычного кнопочного телефона. В последнем случае потребуется активировать специальную услугу связи, чтобы передать страховщику через оператора координаты места ДТП.

Также для оформления ДТП понадобится фото- или видеосъемка, которую участник ДТП должен выполнить самостоятельно (видеорегистратором, к примеру, или даже камерой-«мыльницей»).

Почему страховщики против идеи Минфина

Страховщики убеждены, что такие нововведения повлекут за собой шквал мошеннических случаев.

Следует отметить, что упрощенная фиксация ДТП на дорогах по-прежнему не пользуется особой популярностью у россиян, хотя в РСА утверждают, что доля оформляющих ДТП по европротоколу растет, что связывают как раз с популярностью метода.

По данным РСА, за десять месяцев 2016 года ДТП без участия ГИБДД оформили 381,3 тысячи автовладельцев — 29% получивших выплаты по ОСАГО за этот период.

Эксперты полагают, что внедрение европротокола в обиход борется с «безграмотностью и неподготовленностью, неинформированностью» водителей. Отмечается, что отдельные водители вообще узнают о возможности оформить европротокол, когда на место аварии прибывают сотрудники ДПС.

Эксперты также полагают, что водители попросту не доверяют страховым компаниям и не торопятся оформлять европротокол, опасаясь того, что страховая откажет в выплате компенсации по формальным причинам.

«Большинство автовладельцев не обладают необходимыми знаниями и не могут точно определить, что убыток проходит по лимитам ЕП»,— рассуждает глава департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов.

В РСА уточнили, что если в процессе ремонта авто при оформлении выплаты по европротоколу находят скрытые повреждения, страховщик доплату в рамках ЕП не производит. А расчет средней выплаты по обычным ДТП, оформленным с участием сотрудника ДПС, по данным РСА, составляет примерно 72,3 тысячи рублей.

«Да страховщики попросту саботируют европротокол,— уверен президент Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников. — ЕП в рамках 400 тысяч рублей на четырех территориях вообще не работает, потому что нет технических параметров бортового устройства, которое было бы признано всеми страховщиками».

В РСА при этом убеждены, что для того, чтобы выдавать крупные выплаты, необходимо устанавливать черные ящики на борту авто. Глава дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев утверждает, что использование такой аппаратуры в ОСАГО «очень помогло бы упростить и ускорить процедуру урегулирования страховых случаев».

Эксперт сообщает, что не так давно подобные устройства планировалось устанавливать на все произведенные в РФ транспортные средства, а теперь автовладельцам хотят предложить приобретать их на добровольной основе. Сейчас такая ситуация сложилась на рынке КАСКО: устройство используют примерно 1% клиентов.

Страховщиков поддерживает Минпромторг, который предлагает увязать процесс продажи ОСАГО с обязательной установкой черных ящиков

Инициатива интересует, разумеется, поставщиков оборудования.

Правила оформления европротокола хотят поменять: страховщики настаивают на установке черных ящиков

Так, например, продвигает ее представитель Orion Technologies Евгений Спектор, представивший решение Bosch, которое позволит создать интеллектуальную телематическую систему (ИТС) с обширным спектром функций по усмотрению заказчика.  Как считает поставщик решений Bosch, нужно сделать установку бортовых устройств обязательным для каждого, кто подпишет договор ОСАГО.

По словам старшего вице-президента по развитию телематики Meta System Алексея Шипулина, система, позволяющая внедрить продажу черных ящиков при оформлении ОСАГО, разумна и логична. Это и снизит количество случаев мошенничества при обращении в страховые компании, и даст возможность упростить фиксацию ДТП.

Если использовать телематику, то это позволит сэкономить 55% при покупке полиса КАСКО, напоминает Шипулин. Также есть возможность получить скидку от страховой за счет ограничения годового пробега или сужения географии эксплуатации автомобиля. Этот вариант будет выгоден для тех, кто использует авто только для передвижения по городу.

Страховщикам и производителям телематика выгодна и по причине оперативного получения и анализа любопытной статистики. Именно на основании данных черных ящиков удалось уточнить, что увеличение скорости движения снижает риск попадания в ДТП. Такой же эффект имеют превышение скорости до 20 км/ч и увеличение ночного пробега.

Кроме того, сообщает «Ъ», риску аварии подвержены водители, которые едут по одному и тому же маршруту более 41 минуты. Водители на коротких или постоянных маршрутах попадают в аварии намного реже, чем те, кто проводит за рулем 15-30 минут и пользуется более интересной картой поездок.

Отмечается также, что благодаря продуктам страховой телематики за 2015 год российские водители сэкономили около 95 млн рублей на КАСКО.

РСА напоминает, что стоимость устройства примерно равняется стоимости полиса ОСАГО, то есть черный ящик можно купить примерно за 6 000 рублей.

Но защитник клиентов страховщиков Николай Тюрников полагает, что идея оснащать авто бортовыми устройствами в обязательном порядке в ОСАГО — провальная. В КАСКО это выгодно, тем более что стоимость полиса в среднем приближается к 60 000 рублей. Конечно, приобрести устройство, которое снизит стоимость полиса вдвое, реально выгодно. Но в ОСАГО автовладельцы отнесутся к идее, как к навязанной инициативе.

Страховщикам следует стимулировать водителей и подготовить их к новшеству.

«Например, пусть скидки за обязательный полис окупят телематическое устройство хотя бы за два года,— предлагает Тюрников. — Проникновение телематики среди автовладельцев тогда будет колоссальным».

Роман Золотарёв

Комментарии закрыты.



Важное Полезное Разное Мото Санкции


Онлайн