Цель — снижение веса автомобиля. Первая часть

Итак, если вам надо улучшить разгон автомобиля и получить определенную цифру ускорения, то согласно формуле a=F/m необходимо поднять мощность и уменьшить массу. Вот и вся теория вопроса, как получить заветные секунды разгона. Но каким же образом это реализовывать на практике, при условии, что наша F – максимальна?

Комплексные «диеты»
Основных направлений «похудения» болида для увеличения его динамики всего три:

1.Облегчение в целом (по большей части касается кузова автомобиля).

2.Снижение неподрессоренных масс.

3.Облегчение деталей двигателя.

В этом очерке мы подробно рассмотрим первое направление. Остальные два – это скорее из области тюнинга конкретных узлов и агрегатов, чем комплексного решения вопроса. Однако вкратце отметим, что снижение неподрессоренных масс – установка легкосплавных колес, легких тормозов, рычагов подвески, различных соединений, амортизаторов и т. д. – дает выигрыш в управляемости за счет того, что более легкие детали имеют заметно меньшую инерцию. Соответственно подвеска быстрее отрабатывает неровности, амортизаторы и пружины быстрее возвращают легкие рычаги и детали в заданное положение. Положительный эффект снижения веса автомобиля за счет деталей двигателя состоит в том, чтобы позволить ему скорее набирать обороты из-за уменьшения инерции у более легких деталей (клапаны, шатуны, поршни, маховик, различные ролики).

«Строим» тело
Наиболее важным элементом, где открывается возможность убрать лишний вес автомобиля, является кузов. При этом следует руководствоваться золотым правилом – выбирать те детали, которые принесут максимальный выигрыш в весе при минимальных затратах труда.

Исходя из этого правила, первыми под «нож» попадают капот, крышка багажника и бамперы. Согласно таблице (с. 42), заменой этих стальных либо алюминиевых деталей карбоновыми можно «сбросить» с машины примерно 40 кг. Причем необходимо оценивать, из чего сделаны стандарт­ные детали. Если из стали, то выигрыша в весе автомобиля можно достичь применением стеклопластиковых капотов и крышек багажника (бывают детали, которые весят всего 2,5–3,5 кг, но в среднем масса стеклопластикового капота составляет 6–8 кг). Если же детали алюминиевые, то значительного снижения веса автомобиля можно добиться только при замене их карбоновыми.

Еще один узел, который можно подвергнуть существенной «усушке», – это выпускная система. Редко какая тюнингованная машина остается со штатным выпуском, но, кроме повышения отдачи мотора, «прямоток» дает снижение веса примерно в 30–40 кг. В итоге общее снижение веса автомобиля достигает 80 кг, что уже немало.

Помимо этого, необходимо упомянуть возможность снижения веса за счет легкосплавных колес и облегченных тормозных дисков. Такая доработка позволяет убить сразу двух зайцев: снизить общий вес автомобиля (с каждого колеса и тормозного диска можно «снять» около 5–7 кг, что в результате дает выигрыш в 20–28 кг) и уменьшить

Сжигаем «жирок»
При дальнейших действиях по снижению веса автомобиля стоит хорошо подумать, насколько это необходимо. Ведь здесь уже придется убирать шумоизоляцию из салона, заменять множество кузовных деталей (двери, люк), ставить более тонкие либо пластиковые стекла и т. д. Демонтаж обивки салона и шумоизоляции позволяет выиграть в весе около 40–50 кг, а то и больше.

Кроме того, значительный резерв снижения веса – замена сидений. Штатное кресло достаточно тяжелое – до 50 кг, а вот спортивное весит около 7–10 кг. Поэтому даже заменив одно штатное водительское сиденье на спортивное, помимо цепкой посадки, вы получите еще и «минус 30–40 кг» на весах.

При работе с дверями можно использовать детали из стеклопластика либо сейбона, потому что карбоновые будут очень дороги, а разница в весе между стандартной дверью (40–50 кг) и стеклопластиковой (7–9 кг) и так налицо, в то время как дверь из карбона лишь на пару килограммов легче стеклопластиковой.

В жертву весу, как правило, приносятся и различные устройства, обеспечивающие комфорт: стеклоподъемники, кондиционер, система вентиляции и отопления, передняя панель автомобиля.

Снижение веса автомобиля

Согласно ориентировочным подсчетам, на машине среднего класса можно сбросить около 250–300 кг, но стоить это будет примерно $20–30 тыс. Поэтому при постройке тюнингованного автомобиля разумнее ограничиться первым этапом переделок, сохранив салон, детали кузова, штатные двери и стекла. Заменить можно капот и крышку багажника, тормозные диски, выпуск, сиденья. В итоге получим снижение веса на 100–150 кг. При постройке же гоночного автомобиля имеет смысл уже целенаправленно работать с весом, выигрывая каждый грамм и жертвуя комфортом, удобством и приспособленностью для каждодневного использования.

Автор: Екатерина Вишнякова

Добавить комментарий