Снижение массы автомобиля за счет крыши на 3 кг для управляемости имеет такое же значение, как и уменьшение веса на 30 кг в районе линии зеркал («поясная линия»). Все из-за понижения центра тяжести.
Аналогично и с развесовкой по осям. Она должна быть 50/50, однако нужно учитывать, что этот показатель для движущейся машины. Поэтому на неподвижном автомобиле нужно распределять вес таким образом, чтобы на переднюю ось приходилось на 4–6% массы машины больше, чем на заднюю. Тогда при разгоне будут достигаться оптимальные 50/50, ведь в этот момент передок разгружается, а задняя ось, наоборот, загружается. Такая схема развесовки реализована, например, в спортивном купе Nissan Z350.
Игры с весом на практике: BMW E30
Основой для постройки этого достаточно известного драгстера послужил седан BMW 3-й серии в кузове Е30. Идея такова: привод задний, но тяжелый мотор спереди – соответственно, надо дополнительно загрузить задние колеса. А как это сделать? Необходимо сместить центр тяжести машины ближе к задним колесам. Но в данном случае сделали наоборот – сместили точку опоры, то есть непосредственно задние колеса! Такое решение родилось в голове руководителя Kulibin Engineering еще 11 лет назад.
В «исходном материале» (седан Е30 с 6-цилиндровым мотором) передняя ось была нагружена больше задней примерно на 100 кг. После расчетов, с учетом всех конструктивных особенностей проекта (мотор, облегчение кузова), оказалось, что требуется вырезать 45 см длины кузова. Так автомобиль лишился задней части салона, и теперь сразу за водительской дверью начинается заднее стекло. При этом багажник остался нетронутым – он находится за задней осью, соответственно его вес дополнительно прижимает ее к асфальту.
Кроме операции вырезания части кузова, было проделано множество работ по общему снижению веса автомобиля – убрали всю внутреннюю обивку и сиденья, за исключением водительского, облегчили двери, оставив только их наружные панели, взамен стекол поставили панели из прозрачного пластика… Дошло до того, что сзади установили барабанные тормоза, потому что барабан вместе с рычагом легче, чем дисковый тормоз.
В итоге уменьшение массы машины примерно на 350–400 кг и кардинальное улучшение развесовки: 50/50 с учетом веса пилота. Причем во время резкого старта, по оценкам специалистов, задняя ось принимает на себя порядка 60–70% общего веса машины, что страхует от излишних пробуксовок.
Весь комплекс работ направленных на снижение массы машины, начиная разборкой и заканчивая покраской седана, выполнен в Kulibin Engineering за 3 недели. К тому же, по заявлениям представителей компании, автомобиль даже не потерял в управляемости – ведь точки крепления рычагов не переносили. Возможно, из-за укоротившейся базы ухудшилась устойчивость на высоких скоростях в пологих поворотах, но для гонки на 402 м по прямой это неважно.
Двигатель полностью подготовлен на Filin-Motorsport, в основе – 2,8-литровая рядная «шестерка», расточенная до 3,2 л с доработанной головкой, системой динамического наддува через отверстие для левой фары, настроенным выпуском и т. д. Точное значение мощности неизвестно, как и значение крутящего момента. Но для сравнения отметим – этот мотор с небольшими изменениями перекочевал сюда с другого болида, построенного на базе BMW E36 Compact, также очень сильно облегченного и подготовленного специально для драг-рейсинга. Эта машина проезжала 402 м за 13,5–13,8 с, а «укороченный» Е30 едет около 12 с!
Этот драгстер также базируется на «тройке» BMW в кузове Е30, но в данном случае с 2-дверным кузовом. Была идея переместить мотор назад, но регламент чемпионата по драг-рейсингу запрещает размещение двигателя в месте, не предусмотренном заводом-изготовителем. Поэтому агрегат оставили спереди, а вопрос дополнительной загрузки задней оси решили путем классического смещения центра массы машины, сместив двигатель и трансмиссию глубже в салон на 40 см. При этом особых проблем не возникло: лишь доработали точки крепления мотора.
Карбон
Это композитный материал класса углепластиков, в котором наполнителем являются частицы и волокна графита. Он имеет различные свойства при воздействии силы в различные стороны. Для получения прочной поверхности карбон выклеивается из нескольких слоев углеволокна с разным направлением нитей. При проклейке применяются специальные смолы, а само выпекание карбона проводится в специализированных вакуумных печах. Карбон легче стали примерно на 40–50% и алюминия – на 20–30%.
Плюс – очень высокая прочность деталей и малый вес. Недостаток – высокая цена и невозможность ремонта поврежденных элементов.
Стеклопластик, сейбон
Стеклопластик является одним из наиболее распространенных материалов при изготовлении различных кузовных деталей. И причина этого – в легкости работы с ним, ведь из стеклопластика можно выполнить деталь любой формы.
Стеклопластик – стекловолокно, пропитанное специальной смолой. Сейбон – по сути, тот же стеклопластик, который пропитывается специальными материалами на основе смолы с некоторыми добавками.
Плюс – низкая цена, легкость изготовления довольно крепких деталей (при соблюдении технологий), ремонтопригодность. Минус – при несоблюдении технологий выходит тяжелый и хрупкий материал. К тому же стеклопластик несколько токсичен.
Следует отметить, что у нас зачастую говорят «пластиковые двери» или «пластиковый капот», подразумевая стеклопластик. Это неправильно, ведь для изготовления таких деталей могут использоваться и обычные пластмассы.
Автор: Екатерина Вишнякова